ФОРУМ ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ и ПСИХОЛОГИИ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Заведующая кафедрой

Участников: 2

Перейти вниз

Заведующая кафедрой Empty Заведующая кафедрой

Сообщение автор Marmot Сб Ноя 05, 2011 7:57 am

Заведующая кафедрой 300
Валерия Сергеевна Мухина (1935, Ворошилов, СССР) — ведущий советский и российский психолог с мировым именем, педагог, философ, писатель. Академик РАО и РАЕН, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 г.), главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества, член Союза писателей России, член Московского союза журналистов, член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование». Основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности».

Биография


Валерия Сергеевна Мухина родилась 22 января 1935 года в городе Ворошилов, Приморского края, РСФСР, СССР (ныне город Уссурийск Приморского края, Российской Федерации) в семье кадрового офицера Советской Армии. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны. Ещё школьницей стала ученицей крупнейшего учёного, зоопсихолога Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс. Под её руководством училась наблюдению за поведением животных. В 1956 году окончила биолого-химический факультет МГПИ им. В. И. Ленина.

В конце 1950-х годов на базе Московской клинической больницы им. Кащенко осуществила эксперимент с использованием дрессированных животных в интересах лечения психически больных, приведший к положительным результатам.

Автор дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного
научного наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов — от
рождения до 7 лет (издан в книгах «Близнецы: Дневник развития двух
мальчиков», 1968, 1997 и «Таинство детства», 1998, 2000, 2004).

С 1962 преподавала там же на кафедре психологии; в 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 1972
докторскую. В 1960-70-х годах исследовала знаковую функцию сознания в
развитии графических образов у детей (книга «Изобразительная
деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта», 1981). В
1970-х годах В. С. Мухина выявила психологическую одновременность вхождения ребёнка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребёнка в сфере его действий с предметами-заместителями и в развитии рефлексии.

С 1970-х годов разрабатывает проблему психического развития личности как взаимодействия процессов её идентификации и обособления; на этой базе обосновала варианты психологической поддержки с учётом возраста индивида.

В 1975-80 предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых включила: эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; притязание на признание; половую идентификацию; --психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); социальное пространство личности — её права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психических процессов, в том числе связанных с групповыми и этническими проблемами.

С 1988 по настоящее время заведует кафедрой педагогической психологии института (ныне кафедра психологии развития МПГУ). Сыновья в настоящее время кандидаты психологических наук, профессора ведущих московских вузов.

С 1992 по 1998 одновременно директор Института развития личности РАО. С 1997 года под её руководством начал выпускаться журнал «Развитие личности», ставший одним из ведущих профессиональных периодических изданий нашей страны.

В. С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988—1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 1992—1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ
разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребёнка в условиях
лишения свободы» и программа «Инновационные технологии социальной
адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания».

В 2004 году руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане.
Участник реализации программ поддержки детства, в том числе
«Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции
кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные
куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими
проблемами.

Под руководством В. С. Мухиной проведено множество этнопсихологических исследований в различных регионах нашей страны и за её пределами, среди которых: Север и Дальний Восток - экспедиционные исследования личности малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в контексте традиционной культуры и современных условий (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи, саамы, эвены, юкагиры, якуты и др.), 1985—2001; Краснодарский край: этнопсихологические экспедиции по исследованию казачества
как специфической социальной группы; межэтнические отношения в крае,
1992—2001. Под руководством В. С. Мухиной, помимо исследований на
территории многих регионов России, проводились исследования в странах СНГ: Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане; а также в странах дальнего зарубежья: Болгарии, Германии, Греции, Испании, Польше, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии, США, Колумбии, Кубе, Чаде, Бенине, Сан-Томе и Принсипи, Hамибии, Эфиопии и других странах. Под руководством В. С. Мухиной защищено 10 докторских и 64 кандидатских диссертации.

[править] Научная школа


Формальной датой основания научно-педагогической школы под руководством В.С. Мухиной можно считать 1988 год – год создания на факультете педагогики и психологии МПГУ
кафедры педагогической психологии, затем переименованной в кафедру
психологии развития. Фактически становление школы происходило на
протяжении 70 – 80 гг. XX столетия.

«Феноменология развития и бытия личности» - название научной школы
Мухиной. К числу основных направлений научной школы под руководством
В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознание личности»; «Этническое
самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы
формирования и развития (идентификация-обособление) человека как
социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и
психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в
нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях
интернализации и глобальной аккультурации». Научная значимость школы
В.С. Мухиной обусловлена новизной концептуального видения феноменологии
развития и бытия личности как в плане исторического анализа становления в
человеке двух его ипостасей: Социальной Единицы и Уникальной Личности,
так и в плане перспектив личности и этносов в условиях интернализации.
Концепция представляет собой мировоззренческую позицию, методологию,
которые определяют развитие самосознания учащейся молодежи (в том числе и
подростков). Многочисленные учебники и учебные пособия, отражающие
методологические основы концепции имеют большой спрос (до семи – девяти
изданий). Методология, разработанная В.С. Мухиной, стала частью научного
и обыденного самосознания нового поколения психологов и молодежи.
Практическая значимость обусловлена тем, что полученные результаты в
области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и
этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми
основаниями развития отечественной психологической науки и практики.
Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с
детьми, подростками, молодежью, взрослыми и старшеклассниками дают
достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и
массовой работе (например: 1 – работа в федеральной программе «Дети
Чернобыля» (1988-1999); 2 – работа в экстремальных ситуациях с
представителями другой национальности – последствия спитакского
землетрясения (1988-1989); 3 – работа с подростками в программе РАО
«Будущие лидеры России» (1992-1999); 4 – работа с молодежью как
электоратом в рамках федеральной целевой программы повышения правовой
культуры избирателей и организаторов выборов в РФ (1996-1998); 5 –
работа с проблемами этнического самосознания в контексте межэтнических
отношений (с 1985 по настоящее время); 6 – проект «Проблемы соблюдения
прав детей в семье и тайны усыновления» в рамках программы МО РФ
«Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное
обеспечение системы образования» (2001-2002) и др.). а) факторы,
определившие возникновение школы Своим возникновением научная школа под
руководством В.С. Мухиной обязана как объективным потребностям общества и
психологической науки, так и неустанным личным усилиям главы школы и
руководимых ею: коллектива кафедры психологии развития факультета
педагогики и психологии МПГУ (с 1988 по настоящее время); коллектива
института развития личности РАО (с 1992 по 1998); труду её учеников,
аспирантов и докторантов. в) основатель школы, характеристика научной
деятельности Валерия Сергеевна Мухина заслуженный деятель науки
Российской Федерации, действительный член Российской академии
образования, действительный член Российской академии естественных наук,
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии
развития Московского государственного педагогического университета,
лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования;
член Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и
психологии Учебно-методического объединения по педагогическому
образованию при Министерстве образования России; член Союза писателей
Российской Федерации; председатель диссертационного совета по защите
диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук;
главный редактор журнала «Развитие личности»; член редакционных коллегий
журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное
образование». В сферу научных интересов В.С. Мухиной входит
психологическое исследование знаковой функции сознания в контексте
развития графических образов в изобразительной деятельности. Работая в
области детской психологии, – В.С. Мухина выявила принципиально новые
психологические образования в раннем и дошкольном возрасте:
одновременное психологическое вхождение ребёнка раннего возраста в
предметный мир и мир символических замещений, что определяет зависимость
поведения ребёнка от функционального назначения предметов и свободу в
сфере символических действий с предметами-заместителями; преодоление
ребёнком своей зависимости от функционального назначения предметов, его
продвижение в сфере знаковой функции сознания, бурное развитие рефлексии
себя и других. В.С. Мухина выявила механизмы развития и бытия личности,
которые представлены как пара – «идентификация» - «обособление».
Согласно концепции В.С. Мухиной, эти механизмы могут быть эффективно
использованы в коррекционной работе на всех возрастных этапах. Из
теоретической позиции идея механизмов «идентификация» - «обособление»
давно переросла в технологию практической работы при индивидуальном и
групповом консультирования и психологического сопровождения.
Исследовательская деятельность в сфере самосознания личности дала ей
возможность построить теорию исторического и онтогенетического развития
структурных звеньев самосознания. Согласно этой теории во все периоды
человеческого развития независимо от геоисторического момента жизни
этноса всякий раз отдельный индивид присваивает сформированную в социуме
структуру самосознания, состоящую из пяти звеньев: 1 –
эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к
своему индивидуально-типическому психическому Я; 2 – притязания на
признание; 3 – половая идентификация; 4 – психологическое время личности
(индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); 5 – социальное
пространство личности: права и обязанности. Универсальность этой
структуры обнаружена при изучении этнографических и этнопсихологических
данных мировой науки, подтверждена специальными исследованиями,
проводимыми под руководством В.С. Мухиной в России и за рубежом. В
контексте исторического и этнического самосознания структурные звенья
получают своё специфическое наполнение, что даёт возможность
диагностировать и проводить коррекционную работу не только с отдельным
человеком, имеющим свои индивидуальные проблемы, но и этносом в целом,
когда возникают проблемы, связанные с этническими комплексами
неполноценности, этнической агрессии и др. В.С. Мухина заложила основы
принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического
самосознания через его структурные звенья. В.С. Мухина является автором
концепции и практических разработок для кабинета детского психолога. Ею
созданы и запатентованы стимульные куклы: для работы с детьми, имеющими
проблемы в осознании эмоциональных проявлений людей и саморефлексии; для
диагностики этнической напряженности, половой идентификации. Она
является головным разработчиком А-теста «ВИ-ЗИ-ЭС», позволяющего
диагностировать и осуществлять тренинги специалистов, работающих в
экстремальной ситуации. В.С. Мухина продуктивно осуществляет
психологическую помощь в острых социально-психологических ситуациях и
ситуациях стихийных бедствий.

Становление научно-педагогической школы В.С. Мухиной может быть
представлено следующим образом: от семилетнего (1955 – 1962) периода
накопления практического опыта (учитель в школе и зоотерапевт в детском
отделении психиатрической больницы им. Кащенко) к научно-поисковому и
преподавательскому периоду (преподаватель МГПИ имени В.И. Ленина с 1962
г.); к научному и организационно-административному периоду,
выразившемуся в создании на факультете педагогики и психологии МПГУ
кафедры педагогической психологии, впоследствии – кафедры психологии
развития (1988) и руководству Институтом развития личности РАО
(1992-1998). По существу научная школа начала складываться с 1972 г.,
когда В.С. Мухина защитила докторскую диссертацию и стала готовить своих
учеников и последователей.
Marmot
Marmot
Супермодератор
Супермодератор

Сообщения : 16
Дата регистрации : 2011-11-04
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Заведующая кафедрой Empty Re: Заведующая кафедрой

Сообщение автор BaD Gerl Пн Ноя 07, 2011 8:58 am

Я всегда ее очень боялась. Строгая, но справедливая
BaD Gerl
BaD Gerl

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2011-11-04
Откуда : Санкт-Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения